среда, 17 мая 2017 г.

Кради как художник Отзыв


Яркое настроение
Акварель, картон, 10х15 см
Галина Виндаловская, 2015г

Я даже не буду спрашивать, читали ли вы книги Дейла Карнеги «Как стать успешным…» и далее следует целый перечень кем вы могли бы стать, прочитав его книги. 
Наверняка читали. 
Уверена, что появилась бы и книга «Как стать успешным художником», просто мастер советов не успел ее написать. 
Как легко поучать публику, которая привыкла воспринимать короткие мысли, не превышающие двух строк, видеоролики, длящиеся не более 15 секунд, сериалы по 20 минут, песни без прелюдий и сжатые до 2 минут. 

Но где же взять эти даже короткие мысли? 

Да просто надергать их из различных источников, особо не заботясь об их соответствии действительности. Хорошо бы чтобы это были цитаты художников, философов, поэтов и музыкантов. Но, поэзия как-то сейчас не в моде. Ограничимся художниками и музыкантами. 
И такая книга появилась. Более того, она стала бестселлером. 
Автор Остин Клеон «Кради как художник или 10 уроков творческого самовыражения». 
Автор не противоречит себе, уже в названии он выражает свою мысль – кради. И спокойно крадет, на этот раз у Давенпорта Адамса, который высказывался таким образом: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют». 

Можно ли своровать у К. Малевича его «Черный квадрат»? Казалось бы, чего проще. 
И каждая мать говорит, что ее ребенок сможет нарисовать сотню таких же квадратов. 
Кто ни будь задумывался в чем феномен Малевича, вернее после раздумий кто-нибудь получил ответ в чем его феномен? Все необычайно просто. 
Казимир Малевич был первым. 
Да первым, кто придумал нарисовать черный квадрат и бросить этот вызов обществу. И теперь дети всего мира могут тщетно рисовать такие же квадраты, но все они будут неоригинальны. 

Позволю напомнить одну великую строку Валерия Брюсова «О закрой свои бледные ноги». Все, на этом стихотворение заканчивается. Чем не «Черный квадрат»? 
Быть первыми могут быть только гении. Но нам с вами предлагают – кради. Все идеи неоригинальны, кради, накапливай, трансформируй. 

Даже в простом вопросе о двух линиях на листе бумаге скрыта казуистика или софизм, кому как больше нравится. 
Суть вопроса: на белом листе проведены две параллельные линии черным карандашом. Сколько линий вы видите? Само собой, две. Ан, нет, говорит нам авто, три. 
Белый просвет между двумя черными штрихами можно рассматривать тоже как линию. 

Давайте более подробно. 
1. Нет линий на листе бумаги. Мы видим чистый лист. 
2. Одна линия на бумаге. Мы видим одну линию и чистый лист. 
3. Две линии на бумаге. Мы видим две линии и чистый лист. 

Ну просто не откуда взяться третьей линии. И на таких простых примерах нам постоянно пытаются доказать не ищите в жизни сложного, все очевидно и просто. Только нужно украсть чужую идею, мысль, стиль. И, вообще обучение в школе, колледже не обязательно. 

Да, действительно можно вспомнить целую плеяду великих людей, которые не имели высшего образования. Ну, к примеру, Билл Гейтс, Стив Джобс, Генри Форд. Но как-то забывается, что они были великими организаторами, а не использовали вторую теорему термодинамики или не рассуждали об аннигиляции свободных электронов. 

Можно ли быть дилетантом (в данном случае человеком без специального образования) и стать хорошим художником? Безусловно можно. 

Более того, так называемые дилетанты, более тщательно подходят к написанию своих картин, ка бы априори понимая, что им не хватает знаний и их нужно восполнять трудом. И так мы понимаем, что есть даровитые, пусть даже талантливые мастера-художники, есть дилетанты, но есть и гении. А это субстанция особая, они рождены быть гениями. И как представить, что гении крадут идеи у талантов, дилетантов? Как представить, что у них нет школы основ живописи? 
Задумываются ли они о том, что две черты не Лобачевской геометрии означают три полоски?

 У Тургенева есть меткое выражение: «Если для мужчины дважды два будет пять, то для женщины стеариновая свечка». Переходя к более высокому можно сказать, что если для обывателя что-то есть обычное место, то для гения, это уже нечто возвышенное и трактующееся особо. 

И даже гений упорно трудится. 

И это не связано с тем, что стащи идею и запиши ее в блокнотик. 

А вот что понравилось: 
«Купите блокнот и ручку, всегда держите их при себе. Заведите привычку заносить туда свои мысли и наблюдения. Выписывайте понравившиеся отрывки из книг. Записывайте случайно услышанные разговоры. Рисуйте что-нибудь, разговаривая даже по телефону.» 
Вот это правильно, поскольку любая не записанная мысль, это потерянная мысль. 

Я бы еще добавила - и обязательно старайтесь пересказать кому-нибудь свои впечатления, наблюдения. Проще запоминается. 

Автор посвятил много времени обсуждению вопросов генетики. Изучайте свое генеалогическое дерево, ищите в нем умных, талантливых, развивайте что в них заложено. Мне кажется совершенно тупиковый путь. 

Откуда же тогда берутся Ван Гог, Тропинин, Ломоносов и другие. Ну не было у них в генеалогическом дереве талантов, а они тем не менее стали гениями. Прямая цитата: «Вы должны удивляться вещам, которым никто кроме вас не удивляется. Если кто-то находит удивительными яблоки, удивляйтесь апельсинам». Примерно так и поступал С. Дали. 

Только это вопрос не о творчестве, а как понравиться публике, как завоевать аудиторию своей оригинальностью.
Рассуждения о том, что для успешного творчества нужно быть хорошим человеком, это просто пустая сентенция. И таких рассуждений на удивление много. 

Одно только «Создайте крепкую семью», чего стоит. 
Вот сейчас о чем было - как стать художником или это заметки в женском журнале? 

Ряд банальностей полностью заполняют книгу.
 «Творчество — это не только вещи, которые мы решаем включить, но и те, что мы исключаем. Или вычеркиваем.» 
Ну, конечно, еще одна сворованная мысль, на этот раз у Родена. «Моя задача взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее». 
Как видим, набор примитивных советов, далеких не только от художественного творчества, но и от креативного мышления, не может быть не только толковым пособием начинающему художнику, но и любому творческому процессу. 

Я бы назвала эту книгу «Как найти свое хобби». Не исключено что следующая книга будет посвящена проблеме собирания марок, потом монет, этикеток и так далее. 
На этом всё. Улыбаюсь.

Эта статья была написана в соавторстве. Я очень благодарна искусствоведу, который помог структурированно записать мои мысли и впечатления, а так же активно способствовал публикации. Спасибо тебе, родной.

А идея написать рецензию появилась в процессе подготовки моего интервью для журнала Авангард Блогосферы. Вот цитата из текста редактора, фрагмент, Вадим Чернобублик:
"Галина, добрый день! .....
Я читал книгу Остина Клеона «Кради как художник» и мне очень интересно будет взять интервью у блогера художника. Я такой прекрасной возможности не упущу. Будьте готовы отвечать на каверзные вопросы :)"
Планируется в июне 2017 года публикация интервью.

Пожалуйста, напишите своё мнение и впечатление об этой книге.

12 комментариев:

  1. Ну раз здесь речь идет в частности обо мне о будущем нашем интервью, то по поводу книги Остина Клеона я уже давно высказался. Здесь в комментарии повторить свои размышления будет сложно, ибо текст длинючий.

    Для тех, кому очень интересно мое мнение по книге Остина Клена «Кради как художник», можете прочитать статью в третьем выпуске журнала «Авангард блогосферы» на сороковой странице рубрики историй из жизни блогеров под названием «Ко мне во сне пришел Остин Клеон» по ссылке http://blogin.top/avangard-blogosfery-3/
    Разверните журнал для чтения на весь экран и в списке оглавления найдете эту статью. Приятного вам чтива :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вадим, спасибо за комментарий и ссылку на Вашу статью.

      Удалить
    2. Оу, Вадим, обязательно прочитаю твою статью и прокомментирую!
      Очень интересно узнать твоё мнение об этой книге.
      Я уже читаю "Кради как художник".
      Галина, и Вам спасибо! :)

      Удалить
    3. Действительно, "Лучше взять то, что вам не принадлежит, чем оставить это валяться безо всякой пользы. — Марк Твен, писатель"

      Удалить
  2. Поскольку я достаточно часто заглядываю на станицу Галины Виндаловской, то мне стало интересно ее достаточно развернутое высказывание по поводу книги К. Остина. Нашел ее в электронном виде, пролистал (не буду говорить, что углублённо изучал), быстро, поскольку текста мало, какие-то примитивные картинки. Первое впечатление, что книга была написана для студентов колледжа. Что бросилось в глаза, то что очень много штампов, достаточно примитивных мыслей. Поэтому я разделяю позицию Г. Виндаловской. Ее рецензия весьма точно отражает мое мнение о книге. Хотел бы заметить, что сама рецензия насыщена большИм количеством цитат и ее исследование выше самого материала.
    Единственное замечание, что статья перегружена техническими терминами, зачастую не очень понятными гуманитариям. Если у автора есть отягчающее обстоятельство в виде высшего технического образования, то все встает на свои места. Заметку Вадима не читал, не обессудьте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий, спасибо за комментарий. Приятное совпадение точек зрения.

      Удалить
  3. Меня прям заинтересовала ваша рецензия, даже книгу просмотрела. Название интересное, на самом деле все гениальное - просто, кто первый, тот и оригинален.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Эта книга однозначно полезна для автора и издателя. Улыбаюсь...
      Было у меня искушение дать ссылку на покупку...ну извините... не через меня.
      Я сознаю что пиарю на самом деле.
      Дело в том, что на эту книгу модно стало ссылаться в различных художественных группах на том же ФБ. И реклама мощная для покупки. Причем чем слабее работа, тем больше комментов с этой книги. Забавно, ВЫ не находите?

      Удалить
    2. Галина, всем талантливым людям присуща чудаковатость. Обыватели, глядя на действия таких людей и, общаясь с ними, зачастую вертят пальцем у виска. Художников, композиторов и других увлеченных в свое творчество людей (конструкторов, архитекторов и т. д.) при личной беседе их смогут понять точно такие же «придурки», как они или те, кто увлекается их творчеством. Поэтому и такое неоднозначное мнение о высказываниях в книге Остина Клеона.

      Удалить
    3. Вадим..вовремя сказанная фраза "ЯЖХУДОЖНИК" мгновенно избавляет от многих вопросов, а так же собеседники забывают о своих ожиданиях относительно меня.
      Вспомнила тут Карлсона..пошалим? Примерно так про чудаковатость и анормальность.
      Главное, вовремя на тумблер нажимать, включить/выключить.

      Удалить
  4. Эту фразу «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» впервые услышала на одной из презентаций Стива Джобса и сразу в нее влюбилась. А еще вспомнилось высказывание о скандальной картине Малевича, что это не черный и не квадрат. Цвет появился от смешения других цветов и сквозь фон просвечивает текстура холста, трещинки всякие. А по форме он тоже не совсем квадрат, потому что не имеет параллельных сторон и ровных углов. Но это все не важно. Ведь пришла же такая безумная мысль написать именно такую картину. Тут талант не в исполнении, а в самой идеи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Улыбаюсь широко...Я Вам больше скажу - у Казимира Малевича несколько не-черных- не квадратов. А кроме этого есть и другие совершенно замечательные работы.
      А на работах в том числе и суперматизма учат архитекторов на первом-втором курсе.
      Любое произведение искусства имеет ценность в контексте времени и исторической составляющей. И таким образом и рассматривается. Нет картины, просто "висящей в воздухе", без автора и времени и считающейся гениальной. Контекст времени и ситуации.

      Удалить